Как передает РБК, исковое заявление Роскомнадзора об ограничении доступа к информационным ресурсам Telegram в России подано в Таганский районный суд Москвы. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.
«На основании ст. 15.4 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Роскомнадзором в пятницу, 6 апреля, подано исковое заявление <...> с требованием об ограничении доступа на территории России к информационным ресурсам организатора распространения информации в сети интернет Telegram Messenger Limited Liability Partnership», — отмечается в сообщении ведомства. Иск, как уточнили в Роскомнадзоре, был подан в связи «с выявлением ФСБ России неисполнения Telegram обязанности организатора распространения информации, установленной п. 4.1 ст. 10.1 данного закона». Согласно этому положению мессенджер по требованию Федеральной службы безопасности должен предоставить ФСБ ключи шифрования переписки своих пользователей.
В пресс-службе Таганского суда РБК пояснили, что никаких процессуальных решений по иску пока не принято, заявление передано на изучение судье.
Адвокат Telegram Рамиль Ахметгалиев заявил РБК: «Пока что мы не получали копию искового заявления, поэтому прогнозировать что-то сейчас сложно. Дальнейшие действия будут зависеть от деталей, изложенных в исковом заявлении». «Позиция Telegram остается прежней: требования ФСБ предоставить доступ к частной переписке пользователей неконституционны, не основаны на законе, технически и юридически не исполнимы, следовательно, требование блокировки также необоснованно», — сообщил он.
20 марта Роскомнадзор опубликовал официальное уведомление о необходимости исполнения Telegram этих обязанностей. Тогда же ведомство пригрозило, что обратится в суд с иском о блокировке Telegram на территории России, если запрос не будет выполнен в установленный 15-дневный срок (истек 4 апреля).
Создатель Telegram Павел Дуров в ответ на это заявил, что угрозы блокировки «не принесут плодов». «Telegram будет отстаивать свободу и неприкосновенность частной жизни», — написал он на своей странице в Twitter.
В понедельник, 2 апреля, адвокат Telegram Дмитрий Динзе направил ответ Роскомнадзору, в котором сообщил, что компания технически не может выполнить требование ФСБ. «Администратор сервиса в существующей архитектуре ни при каких условиях не имеет доступа к информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и обрабатываемых с его помощью электронных сообщений», — говорилось в письме представителя мессенджера. В нем также указывалось, что пользовательские сообщения, отправляемые в так называемые секретные чаты, не хранятся на серверах Telegram, а значит компания не имеет доступа к ним.
3 апреля группа членов Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека подготовила заявление в защиту неприкосновенности частной переписки пользователей интернета. Они призвали Роскомнадзор воздержаться от блокирования Telegram, а ФСБ «изыскать иные способы законного доступа к переписке индивидуальных пользователей, угрожающих национальной безопасности, исключающие неограниченный и произвольный доступ к переписке всех пользователей этого и других мессенджеров».
Как ранее рассказывал РБК юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян, рассмотрение иска Роскомнадзора о блокировке Telegram, учитывая, что у компании будет возможность подать апелляцию, может растянуться до мая этого года. Сервис не раскрывает число своих пользователей в отдельных странах. По данным компании Combot, занимающейся Telegram-маркетингом, в марте у него было примерно 15 млн активных (те, кто обращается к сервису минимум раз в месяц) пользователей из России.
В случае блокировки мессенджера в России пострадают не только пользователи, но и бизнес, сформировавшийся в экосистеме Telegram. Так, сервис позволяет создавать каналы — своеобразные блоги, которые ведутся одним или несколькими авторами и собирают подписчиков (читателей). Согласно рейтингу «Медиалогии» в тройку популярных Telegram-каналов входят политические «Сталингулаг», «Давыдов.Индекс» и новостной MASH.
Каналы, как правило, зарабатывают самостоятельно (у Telegram нет официальной рекламной сети), за счет размещения рекламных постов. Их стоимость зависит от числа подписчиков: Telegram-каналы с 50–100 тыс. подписчиков могут зарабатывать от 500 тыс. руб. в месяц и выше, говорит основатель Combot Федор Скуратов. По его оценке, только за март объем рекламного рынка в Telegram в России составил около 80 млн руб. С такой оценкой согласен и автор Telegram-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин.
Для сравнения, в декабре 2017 года сообщества во «ВКонтакте» заработали свыше 250 млн руб., что в два раза больше, чем за аналогичный период 2016-го. Всего на платформе «ВКонтакте» размещено около 10 тыс. сообществ, которые монетизируются. «При этом на 100 крупнейших пабликов приходится менее 20% выручки: на площадке зарабатывают группы разного размера. Каждый из топ-30 пабликов в 2017 году заработал в среднем 6 млн руб., в 2016 году — чуть меньше 3 млн руб.», — рассказал РБК представитель соцсети.
«Хотя изначально платформа и не затачивалась под инструменты таргетированной рекламы, потенциал для ее размещения все же достаточно внушительный. Одно из главных преимуществ рекламы в Telegram — это достаточно быстрая отдача, по сути уступающая лишь СМС. В среднем с момента публикации рекламного поста в канале до его прочтения около 90% пользователей проходит менее часа», — отмечает директор по продуктам агентства по диджитал-маркетингу iProspect Russia Михаил Цуприков.
По словам эксперта, Telegram остается на сегодняшний день «не самым распробованным каналом у российских рекламодателей», несмотря на то что им пользуется активная платежеспособная аудитория (80% которой приходится на сегмент 18–35 лет). При этом он оценил объем рынка рекламы в Telegram ниже, чем другие эксперты, в 40–50 млн руб. в 2017 году.
По словам Скуратова, диджитал-агентства не видят весь рынок и не учитывают то, что идет мимо них.
Читайте также
Последние новости