1 марта президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил усовершенствовать расчет налога на жилье так, чтобы граждане платили «справедливый и посильный» налог по кадастровой стоимости. 15 мая депутаты Госдумы во главе с председателем палаты Вячеславом Володиным, исполняя поручение президента, внесли законопроект, ограничивающий рост налоговых платежей для собственников квартир и домов. В разработке проекта участвовал и Минфин, сообщил РБК представитель ведомства.
Начиная с 2015 года уже 64 региона перешли к налогообложению жилой недвижимости исходя из кадастровой стоимости, до 2020 года к ним присоединятся остальные регионы. Для каждого из них, независимо от года, с которого началось исчисление налога по кадастровой стоимости, предусмотрен переходный период — четыре года, в течение которых сумма налога определяется не только «новой» кадастровой стоимостью объекта, но и «старой» инвентаризационной.
Инвентаризационную стоимость жилья до 2013 года рассчитывали бюро технической инвентаризации (БТИ), и зависела она от площади объекта, года постройки, коммунальных удобств, физического износа. Эта стоимость была далека от рыночной: например, в старых домах в центре Москвы для дорогих квартир налог мог составлять несколько сотен рублей. Кадастровая стоимость более приближена к рыночной.
Чтобы сделать повышение налога не таким резким, в формулу расчета налога на переходный период (приведена в ст. 408 Налогового кодекса) был включен специальный коэффициент, который возрастает с 0,2 в первый год до 0,4 во второй год, 0,6 — в третий и 0,8 — в четвертый. На пятый год налог на жилье уже будет определяться только кадастровой стоимостью (с учетом льгот) и ставкой налога. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы сгладить рост налоговых платежей граждан. «В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали», — говорил Путин 1 марта.
Поскольку в 28 регионах исчисление налога по кадастровой стоимости ведется с 2015 года, коэффициент там возрос до 0,6, и несоответствие налоговых платежей рыночной стоимости квартир становится все более ощутимым.
В депутатском законопроекте предложено сократить переходный период до трех лет, остановив понижающий коэффициент на уровне 0,6. Одновременно вводится новый коэффициент, ограничивающий рост суммы налога не более чем на 10% к налоговому платежу предыдущего года.
Причем это ограничение будет применяться уже при расчете налога за 2017 год (подлежит уплате до 1 декабря 2018 года) в тех самых 28 регионах. Помимо Москвы это, например, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Ярославская область, Новосибирская область. В регионах, которые пока не перешли на кадастровую стоимость, налог исчисляется по последней доступной инвентаризационной стоимости, ежегодно индексируемой на коэффициент Минэкономразвития (за 2017 год он составил 1,425).
Рассмотрение законопроекта начнется уже в весеннюю сессию, которая продлится до конца июля. Но первое чтение в Думе, судя по всему, пройдет лишь через месяц — подача отзывов и замечаний к предложенным изменениям предусмотрена до 14 июня.
Как изменится налоговое бремя для собственников жилья в результате поправок, можно проиллюстрировать на примере типовой московской квартиры. За двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м кадастровой стоимостью 12 млн руб. и инвентаризационной стоимостью 1 млн руб. по состоянию на 2013 год (последний год, когда определялся этот показатель) в 2018 году предстоит, согласно действующей формуле, заплатить налог в сумме 9600 руб.
Согласно предложенным поправкам, платеж станет меньше, но незначительно. По новой формуле налог не может превышать прошлогодний (8400 руб.) более чем на 10%: таким образом, сумма налога к уплате в 2018 году составит 9240 руб., а экономия для налогоплательщика по сравнению с действующими условиями составит 360 руб. В последующие два года уменьшение налогового платежа для владельца такой квартиры станет чуть более заметным (636–820 руб.). Чем больше разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью квартиры, тем больше становится выгода для владельца жилья.
Гораздо выгоднее предложенные поправки для собственников жилья в новостройках — в домах, построенных после 2013 года. У этих квартир уже не было инвентаризационной стоимости (в формуле ее значение принимается равным нулю), и суммы налога к уплате по кадастровой стоимости с самого начала были меньше. А с учетом нового коэффициента, ограничивающего рост платежа, для таких квартир налогообложение сократится на 2–5 тыс. руб. ежегодно.
Для квартиры в московской новостройке кадастровой стоимостью 20 млн руб. и площадью 90 кв. м платеж в 2018 году с учетом поправок будет на 3,7 тыс. руб. меньше, чем был бы при текущем законодательстве, а в 2020 году экономия возрастет до 10,9 тыс. руб.
«В итоге выигрывают новостройки и квартиры с низкой остаточной инвентарной стоимостью. Для квартир, построенных после 2000 года до 2013 года, выгоды будет немного», — резюмирует зампредседателя комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Юрий Богатырев.
Кроме того, ограничение в 10% роста платежа застрахует граждан от увеличения налоговых обязательств в результате повышения регионами ставок налога и/или резкой переоценки кадастровой стоимости (по закону ее могут проводить раз в два года в городах федерального значения и раз в три—пять лет в других регионах). «Мы устанавливаем это ограничение, чтобы исключить возможность существенного увеличения регионом налога за счет повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости», — сказал спикер Думы Володин.
Из-за резкого увеличения налоговой базы участились случаи оспаривания собственниками кадастровой стоимости имущества. Но сейчас даже тем, кому это удается, сумму налога за прошлый период все равно не пересчитывают, рассказал директор налогового департамента PwC в России Дмитрий Дегтярев. «Это коллизия текущего законодательства, которое предусматривает пересчет налога только за тот год, в котором было подано заявление на оспаривание, а не за прошлые годы», — объяснил он. Поправки устраняют эту проблему, позволяя распространить оспоренную кадастровую стоимость на уже прошедшие налоговые периоды.
Кроме того, запрещается перерасчет имущественных налогов для физических лиц «задним числом» в бóльшую сторону. По словам руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, на практике встречались случаи предъявления налогоплательщикам дополнительных налогов за истекшие периоды.
Поправки также дают возможность изменять налоговую базу в течение налогового периода. Это означает, что если площадь частного дома меняется в середине года, то за полгода налог будет рассчитан на основании одной площади дома, а за вторую половину года — по другой, пояснил Дегтярев.
С принятием законопроекта рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков сократится по сравнению с тем, который был запланирован при проведении кадастровой реформы, отметила старший юрисконсульт департамента налогового консалтинга «ФБК Право» Екатерина Голубева. «Кроме того, для физических лиц гарантируется стабильность размера налога, поскольку в течение налогового периода его размер не может увеличиваться, а может только уменьшаться», — добавила она.
Читайте также
Последние новости