Следующая новость
Предыдущая новость

В Кремле обсуждается возможность реформы института полпредов президента после выборов

22.12.2017 3:17
В Кремле обсуждается возможность реформы института полпредов президента после выборов

В администрации президента обсуждается возможность реформирования института полномочных представителей президента после выборов 2018 года, рассказал РБК источник, близкий к Кремлю, и подтвердили два федеральных чиновника. Решения Владимира Путина о том, нужно ли реформировать институт полпредов и если да, то каким образом, в настоящее время нет, сказали РБК оба федеральных чиновника.

Пока Кремль собрал соответствующие предложения, касающиеся возможного реформирования института, которые направляли в том числе сами полпреды, сообщил близкий к администрации президента собеседник РБК.
Задача — «найти правильный функционал применения» полпредов, пояснил один из федеральных чиновников. «Идет работа по возможному усилению полномочий и компетенции полпредов, с одной стороны, и повышению их ответственности — с другой», — добавил он.
Одно из предложений по реформированию института полпредов — совместить их должности с постами вице-премьеров по модели, действующей в Дальневосточном федеральном округе, сказал источник, близкий к Кремлю, и подтвердил один из федеральных чиновников. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев одновременно является заместителем председателя правительства. Эта схема действует с 2013 года. Ранее должности вице-премьера и полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе совмещал Александр Хлопонин. В 2014 году эти позиции были разделены — он остался вице-премьером, а пост полпреда в СКФО получил Сергей Меликов.
Некоторые полпреды выступают за наделение их реальными экономическими полномочиями, сообщил РБК один из федеральных чиновников, но от более подробных комментариев отказался.
Вопрос ликвидации полпредств
Существует и радикальное предложение — ликвидировать институт полпредства как таковой, добавил другой федеральный чиновник. С этой идеей, в частности, выступал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, который готовил для президента программу реформ, уточнил собеседник РБК. «Многие губернаторы тоже поддерживают ликвидацию полпредств», — сказал он.
У ЦСР действительно было предложение отказаться от института полпредств, но в финальную версию программы, переданную президенту, оно не вошло, так как центр решил не затрагивать этот политический вопрос, говорит близкий к организации собеседник РБК.
Институт полномочных представителей президента был образован в 2000 году по указу Владимира Путина. Тогда же были созданы семь федеральных округов. Целями образования нового института назывались обеспечение реализации президентом своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности органов госвласти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В настоящее время в России восемь федеральных округов.
Старая проблема

Вопрос, следует ли реформировать деятельность полпредов и нужны ли они вообще, поднимался не раз. В 2011 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Госсовета заявила, что институт полпредов «изжил себя». Спикер верхней палаты парламента предложила вместо полпредств создать в федеральных округах представительства Минрегиона, «ввести своего рода министров по делам территорий с четкими функциями, с четкими полномочиями».
В 2012 году в правительстве Дмитрия Медведева отрабатывались три экспериментальные модели функционирования полпредов, пояснял тогда собеседник РБК в кабмине. Первую олицетворял Александр Хлопонин, совмещавший функции полпреда и вице-премьера, вторую — Виктор Ишаев, который был одновременно полпредом президента в ДФО и министром по развитию Дальнего Востока. Третья модель предполагала появление восьми заместителей министра регионального развития — по количеству федеральных округов. Речь шла о том, что за ними закрепят вопросы экономического развития округов, пояснял источник в правительстве. При этом источники РБК в Минрегионе говорили, что не было ясности, чем конкретно эти замы будут заниматься. В 2014 году Минрегион был упразднен.
Сколько существует институт полпредов, столько одни высказываются за его расформирование, а другие — за усиление, отмечает политолог Андрей Колядин. Но со временем необходимость принимать решения назрела, добавляет он. Нужно либо перестать ожидать от полпредов, что они смогут что-то изменить, оставив их в качестве своего рода контрольно-надзорного органа, либо дать им финансовые ресурсы и статус вице-премьеров, полагает Колядин. «Но в последнем случае нужно назначать на должности полпредов влиятельные политические фигуры, обладающие серьезными экономическими знаниями», — считает эксперт.
Сейчас полпредства не могут распоряжаться деньгами, но у представителей президента достаточно возможностей «аккумулировать вокруг себя полномочия», заметил Колядин, приведя в пример полпредов-тяжеловесов — Юрия Трутнева и Михаила Бабича (полпреда президента в Приволжском федеральном округе).
В то же время существуют полпреды, которые ни на что особо не влияют, не являются драйверами процессов, заметил эксперт и заключил: «Вопрос, нужен ли институт полпредств, во многом зависит от того, что за персона занимает пост представителя президента».
Институт полпредов нужен как «проводник федеральной воли», считает политолог Виталий Иванов: «Нужны фигуры и институты, обеспечивающие межрегиональную интеграцию и кооперацию, нужны проводники федеральной воли непосредственно на территориях», — говорит он, замечая, что «полномочий у полпредов и так достаточно».
По мнению эксперта, необходима ротация кадрового состава. «Нужны более молодые люди, заточенные на успехи ради достижения карьеры, а не статусные отставники, для которых полпредство не более чем пенсия», — уверен он.

Источник

Последние новости